пятница, 5 октября 2018 г.


Формирование духовно-нравственных качеств личности дошкольников средствами нетрадиционных техник рисования, рисование по шаблону пальчиками.
Нравственное воспитание – одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, освоение индивидом моральных ценностей.  Нравственность не передается по наследству, поэтому каждый человек должен пройти процесс нравственного воспитания. Нравственные убеждения, принципы и нормы составляют духовное ядро, основу личности.


Данная проблема является очень актуальной для воспитанников группы дошкольного возраста. Формирование нравственных понятий – это очень сложный и длительный процесс.
Высокий уровень эмоциональной отзывчивости и сформированности нравственных представлений и умений имеет ребенок, который способен правильно оценить и понять чувства и эмоции другого человека, для которого понятия дружбы, доброты, справедливости, сострадания, любви не являются пустым звуком. Ребёнок с таким пониманием не имеет проблем в общении с окружающими, устойчивее переносит стрессовые ситуации и не поддается негативному воздействию социальной среды.
Процесс нравственного развития детей дошкольного возраста имеет свою динамику. У ребёнка в дошкольном возрасте нравственные представления и умения характеризуются тем, что у него начинают формироваться первоначальные моральные суждения и оценки. Дошкольник начинает понимать, что такое нравственная норма, и формирует свое отношение к ней, но, далеко не всегда обеспечивает соблюдение ее в своих поступках.

Цель работы заключалась в том, чтобы поставить детей в ситуацию, где бы они, при обсуждении поступков героев, могли дать оценку, одобрять или не одобрять их поступки.
Задачи:
1. Создание условий для формирования у детей духовно-нравственных  качеств, средствами нетрадиционных техник рисования.
2.Воспитывать отрицательное отношение к грубости, жадности. Развивать умение помогать друг другу, вместе радоваться успехам.

Дошкольное детство – это очень важный период в жизни детей, и именно с самого раннего возраста очень важно донести до ребенка, что значит зло, добро и дружба. После того как я выпустила из детского сада подготовительную группу, то мне дали совсем маленьких детей, им всего по 3-4 года, вторая младшая группа.
Объяснить моим «малышам» эти понятия я решила через сказку, которая называется «Два жадных медвежонка» (см. приложение №1), по мотивам венгерской народной сказки. Заранее я выбрала похожие сказки «Лиса и заяц», «Помогите» и познакомила с ними детей.
Сказка «Два жадных медвежонка» [2] как будто ожила, и живые персонажи в реальности пришли к ребятам в гости и показали ее. На примере этой сказки, я хотела воспитать у детей такие нравственные качества, как умение слушать, делиться увиденным и услышанным, способность понимать друг друга, умение различать добро и зло, отзывчивость, доброжелательность и формировать позитивное отношения к героям. Умение оценивать героев, например лиса – не злая, но хитрая.[1]
Постановка сказки не только вовлекла детей в проблему, которую изначально актеры поставили, но и привлекли  в саму ее суть. Для того, чтоб дети более смогли вникнуть в суть сказки, мы с ними дополнительно обыграли ее, взяли пряник и предложили двоим разделить его поровну, дети понимали что это не легко. Ребятам все очень понравилось, они смогли сделать выводы по теме сказки. Но для заключения я думала, каким бы интересным методом закрепить их мысли о том, как же всё-таки  можно развеселить и проявить чувство сострадания к обманутым медвежатам, именно для детей этого возраста. Решила закрепить их выводы коллективным рисунком, но не простым, решила использовать нетрадиционную технику рисования. Ведь одним из наиболее доступным и близким видом работ с детьми в детском саду является изобразительная деятельность, она создает условия для вовлечения ребёнка в собственное творчество, в итоге которого получается яркое и красочное произведение. Работа над созданием рисунков не является сложной, поэтому малыши с удовольствием ее выполняют, приобретая навыки работы с материалами и знакомясь с живописью.
Техника рисования называется – рисование по шаблону пальчиками. Так как все маленькие детки всегда с удовольствием рисуют пальчиками, эта техника рисования им всегда нравится. При помощи изготовленного заранее шаблона корзины, дети рисовали пальчиками малину в ней красным и алым цветом.[5] Это была та самая малина, которая по мнению детей и  доставила радость медвежатам, которая смогла их развеселить. И в заключении, мы устроили выставку корзины, которую, конечно же, оценили наши родители.
Так же я брала шаблоны других персонажей- лисы, котят, зайчиков и  рисовали для них сыр, морковь, рыбку разными техниками рисования.
Рисовали каждому персонажу, тем самым закрепляли такие положительные качества, как доброжелательность, умение помочь другому,  желание поделиться.[4]

Анализируя проделанную работу, я могу с уверенностью сказать, что она дала положительные результаты, дети с удовольствием и заинтересованностью наблюдали за исполнением сказки и с удовольствием принимали в ней участие, по их выводам я поняла, что цели и задачи были достигнуты. У детей появилось желание дружить, быть отзывчивыми и добрыми. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий