Формирование
духовно-нравственных качеств личности
дошкольников средствами нетрадиционных техник рисования, рисование по
шаблону пальчиками.
Нравственное
воспитание – одна из важнейших сторон многогранного процесса становления
личности, освоение индивидом моральных ценностей. Нравственность не передается по наследству,
поэтому каждый человек должен пройти процесс нравственного воспитания. Нравственные
убеждения, принципы и нормы составляют духовное ядро, основу личности.
Данная
проблема является очень актуальной для воспитанников группы дошкольного
возраста. Формирование нравственных понятий – это очень сложный и длительный
процесс.
Высокий уровень эмоциональной отзывчивости и сформированности
нравственных представлений и умений имеет ребенок, который способен правильно
оценить и понять чувства и эмоции другого человека, для которого понятия
дружбы, доброты, справедливости, сострадания, любви не являются пустым звуком.
Ребёнок с таким пониманием не имеет проблем в общении с окружающими, устойчивее
переносит стрессовые ситуации и не поддается негативному воздействию социальной
среды.
Процесс нравственного развития детей дошкольного возраста имеет свою
динамику. У ребёнка в дошкольном возрасте нравственные представления и умения
характеризуются тем, что у него начинают формироваться первоначальные моральные
суждения и оценки. Дошкольник начинает понимать, что такое нравственная норма,
и формирует свое отношение к ней, но, далеко не всегда обеспечивает соблюдение
ее в своих поступках.
Цель работы заключалась в том, чтобы поставить детей в
ситуацию, где бы они, при обсуждении поступков героев, могли дать оценку, одобрять или не одобрять их поступки.
Задачи:
1.
Создание условий для формирования у детей духовно-нравственных качеств, средствами нетрадиционных техник
рисования.
2.Воспитывать
отрицательное отношение к грубости, жадности. Развивать умение помогать друг
другу, вместе радоваться успехам.
Дошкольное
детство – это очень важный период в жизни детей, и именно с самого раннего
возраста очень важно донести до ребенка, что значит зло, добро и дружба. После
того как я выпустила из детского сада подготовительную группу, то мне дали
совсем маленьких детей, им всего по 3-4 года, вторая младшая группа.
Объяснить
моим «малышам» эти понятия я решила через сказку, которая называется «Два
жадных медвежонка» (см. приложение №1), по мотивам венгерской народной сказки. Заранее
я выбрала похожие сказки «Лиса и заяц», «Помогите» и познакомила с ними детей.
Сказка
«Два жадных медвежонка» [2] как будто ожила, и живые персонажи в реальности
пришли к ребятам в гости и показали ее. На примере этой сказки, я хотела
воспитать у детей такие нравственные качества, как умение слушать, делиться
увиденным и услышанным, способность понимать друг друга, умение различать добро
и зло, отзывчивость, доброжелательность и формировать позитивное отношения к
героям. Умение оценивать героев, например лиса – не злая, но хитрая.[1]
Постановка
сказки не только вовлекла детей в проблему, которую изначально актеры
поставили, но и привлекли в саму ее суть.
Для того, чтоб дети более смогли вникнуть в суть сказки, мы с ними
дополнительно обыграли ее, взяли пряник и предложили двоим разделить его
поровну, дети понимали что это не легко. Ребятам все очень понравилось, они
смогли сделать выводы по теме сказки. Но для заключения я думала, каким бы
интересным методом закрепить их мысли о том, как же всё-таки можно развеселить и проявить чувство
сострадания к обманутым медвежатам, именно для детей этого возраста. Решила
закрепить их выводы коллективным рисунком, но не простым, решила использовать
нетрадиционную технику рисования. Ведь одним из наиболее доступным и близким
видом работ с детьми в детском саду является изобразительная деятельность, она
создает условия для вовлечения ребёнка в собственное творчество, в итоге которого
получается яркое и красочное произведение. Работа над
созданием рисунков не является сложной, поэтому малыши с удовольствием ее
выполняют, приобретая навыки работы с материалами и знакомясь с живописью.
Техника
рисования называется – рисование по шаблону пальчиками. Так как все маленькие детки всегда с удовольствием рисуют пальчиками,
эта техника рисования им всегда нравится. При помощи изготовленного заранее
шаблона корзины, дети рисовали пальчиками малину в ней красным и алым цветом.[5]
Это была та самая малина, которая по мнению детей и доставила радость медвежатам, которая смогла
их развеселить. И в заключении, мы
устроили выставку корзины, которую, конечно же, оценили наши родители.
Так же я брала шаблоны других персонажей- лисы, котят,
зайчиков и рисовали для них сыр,
морковь, рыбку разными техниками рисования.
Рисовали каждому персонажу, тем самым закрепляли такие
положительные качества, как доброжелательность, умение помочь другому, желание поделиться.[4]
Анализируя проделанную работу, я могу с уверенностью сказать,
что она дала положительные результаты, дети с удовольствием и
заинтересованностью наблюдали за исполнением сказки и с удовольствием принимали
в ней участие, по их выводам я поняла, что цели и задачи были достигнуты. У детей
появилось желание дружить, быть отзывчивыми и добрыми.
Комментариев нет:
Отправить комментарий